Интерпретация частей тела в телесной психологии - Мои статьи - Каталог статей - клуб друзей Доктора Синельникова"Радуга Жизни"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Интерпретация частей тела в телесной психологии

Интерпретация частей тела в телесной психологии

 

В современной телесноориентированной психотерапии уже сформировалась определенная традиция интерпретирования частей и органов человеческого тела, опирающаяся в какой-то части на представления, относящиеся еще к средневековью. Речь идет об опытном, эмпирическом знании, иногда получавшем фантастические теоретические основания. Но факты, лежащие в основе этой эмпирии, очень часто имеют обыкновение подтверждаться.

Надо сказать, что огромное количество малоисследованного с точки зрения телесноориентированной психотерапии материала сосредоточено в ритуальной обрядовой практике различных мистериальных циклов разных народов. Любая мистерия направлена на то, чтобы определенным образом организовать и «настроить» все составляющие человеческого существа и, одновременно, включить его в некоторый «вселенский» или «космический» ритм. Отсюда, кстати, вытекает медицинская астрология, астрологический массаж и т.д. Все это примеры различных интерпретаций достаточно устойчивого материала.

Большое количество неожиданных знаний можно обнаружить, например, в неоднозначно оцениваемом труде Я. Шпрингера и А. Инститориса «Молот ведьм». Если рассматривать этот труд ученых инквизиторов через призму сегодняшних представлений о психических расстройствах и заболеваниях, то можно обнаружить весьма стройное описание симптоматики таких расстройств в рамках принятой в средние века терминологии, равно как и приемов психодиагностики по телу вместе с рекомендациями по лечению, к сожалению очень ограниченными. Образно говоря, инквизиция явно предпочитала радикальные методы лечения. Но с другой стороны отцов инквизиторов тоже можно понять – состояние общества заботило их больше, нежели отдельные индивидуальности, оформившиеся до стадии самоосознания только в эпоху Возрождения.

Можно добавить, что средневековый палач, в свободное от пыток и казней время, обыкновенно отправлял в средневековом городе функцию лекаря! А значит, никак не мог быть полным дилетантом, скорее уж хорошо подготовленным эмпириком, к тому же опиравшимся на опыт и знания целых поколений, если вспомнить цеховую организацию и традицию наследования ремесла в средневековье.

Эпоха Возрождения добавила, как и свойственно было этой эпохе, понимание человека как микрокосма, отражающего всю вселенную, что на одном полюсе привело к детальным исследованиям физиологии, анатомии, механики человеческого тела, а на другом к поиску символических соответствий, которые представляются нам сегодня фантастическими в силу утраты понимания символического языка описания. Нам непонятны, например, соотнесение апостолов Христа с теми или иными частями тела, как непонятны и попытки найти соответствия планет солнечной системы с органами.

Самые общие принципы современного символического прочтения тела сводятся к отождествлению определенных частей и зон тела с конкретными областями психической жизни.

Так передняя поверхность тела соотносится со способностями человека к принятию, восприятию, спина – с его отдачей, выражением во внешнем мире.

Позвоночник – «становая ось» и соотносится с «Я» человека.

Руки говорят о возможности самовыражения, творчества, преобразования мира.

Ноги о чувстве устойчивости. Ноги – символическая опора, напряжения в ногах – неуверенность, неустойчивость.

Шея – зона контроля, свидетельствует о гибкости в мышлении.

Волосы рассматриваются как символ силы. При хроническом стрессе или страхе, наряду с общим повышением мышечного тонуса возникает мышечно-сухожильный ремень с шеи на голову, что приводит к нарушению питания корней волос и, следовательно, к облысению.

Проблемы с ушами возникают, когда нас травмирует то, что мы слышим, проблемы со зрением – отказ видеть что-то в этом мире, При этом близорукость – символическое «бегство» от окружающего мира, дальнозоркость – неприятие собственного внутреннего мира или ближайшего окружения.

Боли вообще связываются с чувством вины и самонаказанием.

Горло – проблемы в самоутверждении и самовыражении.

Верхняя часть спины – свидетельствует о недостатке эмоциональной поддержки.

Средняя часть спины – чувство вины, нижняя часть – неуверенность в материальном мире.

Проблемы с легкими – неспособность брать и давать.

Грудь трактуется как воплощение материнского принципа, проблемы с грудью указывают, что мы душим своим вниманием человека, вещь или ситуацию.

Сердце символизирует любовь, кровь как орган – радость.

Желудок связан со способностями к принятию нового и адаптации. Язва желудка – страх перед новым в сочетании с комплексом неполноценности.

Мочевой пузырь и задний проход  и соответственно проблемы с ними могут говорить о об извращенном восприятии телесных функций.

Проблемы с половыми органами говорят о самоненависти к себе как члену рода и неотправлении родовых функций.

Вообще говоря, у разных авторов можно встретить различные варианты описания психических соответствий телесным напряжениям. Но в самом общем виде они близки приведенным выше.

Категория: Мои статьи | Добавил: Евгений-Адамов (07-Авг-2012)
Просмотров: 298 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: