Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Возлюби врага своего.!

Поляризация человеческих отношений. Отношение к врагам.



С энергетической точки зрения вражда связывает не меньше, чем дружба, образуя собственное единое поле взаимодействий. Напрасно думают, что враги — нечто далёкое и чуждое, враждующие люди оказываются на одной плоскости, любое взаимодействие противостоящих сил предполагает контакт с последующим формированием общих магнетических полей.

В силу разницы индивидуализированных жизненных миров, типов личности, уровней культурного развития возникающее эмоциональное и интеллектуальное напряжение между людьми естественно. От непонимания до недоброжелательства и враждебности можно наблюдать множество ступеней и переходов. Часто многие люди субъективно воспринимаются как враги по недоразумению: образуя единое магнетическое поле, противники дополняют друг друга. Метаморфозы взаимодействия могут быть неожиданными. Разбирая разногласия в дискуссиях между суфиями и учёными, Идрис Шах приводит мысль Джалаледдина Руми: «Если явно одно противостоит другому, то, в действительности, они, возможно, работают совместно». Видя только оппозицию, люди часто забывают о взаимодействии противоположностей, например, начальная вражда может закончиться настоящей дружбой, и наоборот. В этом свете знаменитое изречение «любите врагов ваших» приобретает новый смысл. Враждующие — это бинарная оппозиция, на незримом глубинном измерении проявляющаяся как одна сила. Человек, противостоящий в споре, в дальнейшем может перейти на вашу позицию и оказаться лучшим другом. В иной ситуации тот, что сразу пленился идеями другого, может оказать худшую услугу, если его восприятие было поверхностным. Часто ученики и последователи знающего истину Учителя своими заблуждениями и интерпретациями наносят больший вред учению, нежели прямые враги. Противостояние в споре искренне стремящихся докопаться до правды нередко возникает из-за недопонимания. Противники, разбирая аргументы, с течением времени могут узнать позиции друг друга, прийти к взаимопониманию, и оппозиция исчезает. Как подчёркивает Идрис Шах, «примирение, знакомое всем нам в личных и общественных отношениях, — это не столько объединение противоположностей, сколько раскрытие сути ситуации, скрытой субъективностью».

Ещё одну закономерность можно наблюдать в социальных взаимоотношениях. Нередко, чтобы выделить свою точку зрения, своё решение, подчеркнуть свой социальный статус, действуют, создавая контрастный фон за счёт введения противопоставления. Образ врага оказывается просто необходимым для усиления значимости своей позиции, утверждения себя. Научные дискуссии могут служить тому подтверждением. Рождается ли истина в споре — это вопрос спорный, но несомненно, что противостояние в мысленном поединке стимулирует изобретательность и закаляет творческую волю. История научных дискуссий изобилует примерами непримиримых боёв между учёными, когда оппонента вовсе не удаётся переубедить, скорее — лучше понимаются и до деталей оттачиваются свои собственные позиции. Напрашивается вывод: если задуманное тобой делается не во всей полноте качеств, то неизбежно появляется «иной», достраивающий начатое дело до Целого. Дополняющая сила может оказаться как дружественной, так и враждебной: если друг научит, то недруг проучит. Но и в последнем варианте есть смысл — в напряжении противостояния обостряется восприятие, внимание, мышление и память.

Движущая сила противодействия обладает ценным качеством — она усиливает энергетику процесса. «Люблю врагов — они лучше кровь полируют», — признавался Пётр Громов, герой романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Шаг за шагом по мере приобретения знаний и опыта преодоления препятствий человек увеличивает в себе внутреннюю мощь, формирует и шлифует недостающие грани сознания. На путях самосовершенствования есть определённые ступени приобретения опыта взаимодействия с противостоящими силами, которые обусловлены развитостью/неразвитостью тех или иных качеств личности и уровнем духовности. На первой ступени учатся различать противоположности и познавать путём сравнения. Это касается прежде всего фундаментального различения добра и зла, справедливости и несправедливости. На следующей ступени ученичества отношение к событиям жизни меняется: каждое событие оценивается по критерию блага (нейтральности) для собственного духовного развития. Именно испытания и неординарные ситуации оказывались более ценными по сравнению с налаженным, но застойным бытом. «Препятствиями растём», «чем хуже, тем лучше» — девизы, отражающие эту ступень совершенствования. Возникает сложная оценка «добра во зле»: то, что для обычного человека воспринимается как зло, для идущего по пути совершенства может оказаться добром. Напрашивается вывод — добро и зло оказываются относительными понятиями или, вернее, нейтральными. Негативными или позитивными они становятся в зависимости от ситуации и от духовного развития человека.

На высшей ступени саморазвития подвижник достигает власти над врагами тем, что любые их действия переправляет в сторону блага, негативный полюс энергии всегда трансформируется в позитивный. Злодеи могут стать добродетельными, противники — друзьями, силы зла — служить подвижникам (и джины строят храмы). В одной из школ буддизма способность властвовать над врагами относят к качествам достигшего просветления Бодхисаттвы: «Четыре Чахоки — четыре потока совершенства. Первый — умение принять дар. Второй — освободиться от личности. Третий — явить мужество, зная все опасности. Четвёртый — принудить врагов работать на Благо». Мужество не нуждается в комментариях. Умение принять дар — способность ученика, который умеет учиться и готов к принятию и освоению новых духовных даров учителя — новых талантов и возможностей. Освобождение от личности означает освобождение от самости и личного эгоизма, иллюзий и шор привычек, в том числе — эмоциональных и интеллектуальных.

Очень важно избегать самообольщения и адекватно оценивать свои возможности в преодолении препятствий, что можно выразить в принципе соизмеримости, который предполагает корреляцию внутренних ресурсов и сил внешних противодействий. Напрашивается аналогия с природными процессами. Принцип противоположности в динамике поступательного движения отражён Исааком Ньютоном в третьем законе механики: действия двух материальных точек друг на друга численно равны и направлены в противоположные стороны (иначе: сила действия равна силе противодействия). Так, конструкция мотора автомобиля должна учитывать трение дороги и сопротивление воздуха, а более мощного двигателя ракеты — земное тяготение и сопротивление воздуха в нижних слоях атмосферы. В биологии принцип корреляции конкретизируется в напряжённом двуединстве тенденций организма к саморазвитию и самосохранению. Инстинкт самосохранения (и/или сохранения вида) заставляет искать средства защиты и развивает чувствительность к предельным напряжениям в преодолении препятствий.

Что важно иметь в виду при восприятии и оценке другого человека? Оценки по первому впечатлению бывают обманчивы, и требуется время для наблюдения и познания. Но часто ли мы помним, что контакт — это двусторонний процесс? Принцип соизмеримости указывает на то, что внимание должно быть направлено и вовне — на другого, и вовнутрь — на себя. Что может оказать влияние на наше собственное восприятие другого? Стереотипы восприятия? Какие? Свободны ли наши оценки от иллюзий любви или ненависти? Ясно, что путь к совершенству лежит через воспитание самонаблюдения, самовосприятия, осознанного самоуправления. Знать особенности своего восприятия, свои привычки — не просто, а возможные собственные влияния на объект наблюдения — почти невозможно. Влияние своей речи — её смысла, слов и интонации, человек не контролирует. Нет гарантий, что сказанное не вызовет возражений и по объективным, и по субъективным причинам. В информационном аспекте смысл сказанного не может быть детализирован по причинам временных ограничений, речь всегда открыта интерпретациям, и предвидеть всевозможные реакции почти невозможно. Психоэмоциональный контроль предполагает понимание причин субъективных реакций как своих, так и собеседника. О прямых физических воздействиях можно судить внешне — по телесным ранам, и внутренне, если человек способен к сопереживанию, к ощущению чужой боли как своей, но косвенные раны для нечуткой психики скрыты. Беда в том, что действовать и рефлексировать над своими действиями, осознавая и мгновенно предвидя их последствия, почти невозможно. Навыки и способности самоконтроля, быстрота реакции развиваются постепенно, накапливаясь в неспешных продумываниях ситуации до и после действий.

Отношение к препятствиям и противодействующим силам зависит от уровня духовного развития человека и состояния сознания. При бессознательном или полуосознаваемом мышлении и поведении человека ведёт ситуация и учит сама жизнь. Он будет претерпевать страдания и терпеть неудачи до тех пор, пока не научится распознавать свои собственные проблемы, которые он должен научиться решать. Часто судьба отдаёт одного человека на истязание другому либо как отстроченное возмездие за его собственные грехи, либо с целью пробуждения воли и собственного достоинства. Угнетатель и угнетаемый, хищник и жертва в несовершенном мире противостояний творят и исполняют парные танцы противоположностей. В силовом вихре энергия опустошения доведённого до крайности человека может вызвать ясное сознание озарения и глубинное переживание сути ситуации. Доведение до крайности, до абсурдности, до безысходности — одна из стратегий преобразования энергий по родственной линии — ненависть оборачивается проснувшейся любовью, во мраке сознания зарождаются искры разума. Глубоко пережитые страдания вставшему на путь совершенствования помогают обрести свет разума и надежду.

Бесстрашный, но не безрассудный человек, думающий и умеющий взвешивать свои силы, не торопится провоцировать конфликт, а стремится поддерживать мирное сосуществование. «Кланяйся всем, а врагам — кланяйся на расстоянии», — учил Конфуций. В книге Библии: «Жил человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1). Решивший активно противодействовать злу и реально оценивающий свои собственные физические и духовные силы понимает, что один в поле — не воин. Слабый ищет защиты и покровительства у сильного, будь то властитель или мудрец. Но не существует силы мощнее коллективного единения людей, объединённых едиными целями и ценностями. Социальный разум призван гарантировать справедливость, разрешая и предупреждая конфликты, гармонизируя отношения между людьми. Закон, мораль, традиции — естественные регуляторы поведения людей в обществе.

Медиация — посредничество — является древнейшим приёмом сглаживания антагонизмов, конфликтов и разрешения противоречий. Суть его сводится к снятию крайней поляризации через посредников и тем самым растворению создавшегося обострения. В повседневной жизни человека традиционного общества решение задач по урегулированию межличностных и межгрупповых отношений всегда было актуальным. Конечно, посреднические институты могли иметь локальное действие, распространяясь внутри общества, к чужестранцам же отношение могло быть иным. Бесконфликтные стратегии по типу медиаторов применяются и в современной социальной и политической жизни. Известный американский специалист в области менеджмента Р.Акофф предлагает четыре подхода к решению социальных проблем: отказ от каких-либо действий в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой; поиск частичных решений, смягчающих проблемную ситуацию до приемлемого состояния; поиск оптимальных наилучших состояний; растворение проблемы (dissolution). Последний подход «ориентирует на поиск таких изменений в системе и окружающей среде, при которых проблема как бы исчезла. Акофф утверждает, что именно этот подход чаще всего приводил его к успеху». Специальные институты медиации создаются в практике политических переговоров, с их помощью достигается оптимизация переговорного процесса. Например, стороны встречаются с нейтральным посредником, который, выслушивая их, помогает прийти к взаимовыгодному решению, что закрепляется соответствующим юридическим документом (соглашением). Часто посредник не имеет права выносить обязательное для сторон решение, а только помогает им самим достигнуть соглашения.

При осознании достаточности сил вступают на путь борьбы с врагом. Борьба может вестись как несиловыми, так и силовыми средствами. Мирные средства улаживания конфликтов — это путь переговоров, дискуссий, нахождения компромиссов. И главное — познание друг друга. Взаимодействие приводит к поднятию, преображению врага через втягивание в процесс общения, подражание, пропитывание идеями и устремлениями, изучение языка, сближение жизненных миров. Мирный путь снятия конфликта требует терпения, наблюдательности, открытости ситуации и изобретательности, которая постоянно творит новые возможности в потоке противодействий. Мирный, несиловой с физической точки зрения путь — это путь Христа, путь любви как вселенской духовной силы. Свободная от эгоизма любовь вмещает противоположности, очищает пространство от низких негативных эмоций и помыслов, насыщает его светом и магнетизмом симпатии. Любовь окрыляет и побеждает. В высших аспектах то, что обычный человек привык мыслить как отдельное, в сущности своей есть синтез многого или лучше сказать — единое, которое проявляет множество граней. Так, Любовь в высшем аспекте совпадает с мудростью, красотой и смирением. Мудрость даёт распознание истинной природы людей, смирение — неосуждение, а красота позволяет найти лучшие возможности для восстановления согласия и гармонии.

Если для обычного человека при невозможности противостоять врагу смирение порой равно капитуляции, временному отступлению для собирания сил, то для духовно развитого человека смирение пропитано высшими энергиями чистоты. Очищение внутреннего пространства души и внешнего пространства окружения делает его проницаемым к отклику и помощи дружеских сил. Примечательна в этом смысле легенда о Кришне.

«Однажды Кришна вдруг выбежал из-за стола и так же неожиданно вскоре вернулся. Войдя в дом, он сел за стол и как ни в чём не бывало продолжил трапезу. Ракмини взволнованно спросила его:

— Что случилось? Почему ты так неожиданно прервал обед и выбежал на улицу?

Кришна ответил:

— Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все его существо притягивало меня. Жители деревни остановили его, бросали в него камни и оскорбляли. Он же стоял беззащитный и молился.

Ракмини удивлённо спросила:

— Почему же ты вернулся с полдороги и не пришёл ему на помощь?

Кришна ответил:

— Сначала, когда он стоял беззащитным перед людьми, которые ему угрожали, все Бытие встало на его защиту, но когда он не выдержал и поднял камень в свою защиту, я понял, что он решил полагаться на свои силы».

Чистота защищает. Христианские отроки, брошенные на съедение диким животным грубыми гонителями, верой и молитвой усмиряли зверя. Во всех религиях имеются рассказы о том, как злобная расправа невежественных людей с подвижником, не применявшего силу в целях собственного спасения, приводила к возмездию, раскаянию и осознанию содеянного. Многие переходили на путь исправления и духовной работы над собой. Настраиваясь и пропитывая себя высшими энергиями, мы создаём силовое поле, которое защищает от психических и физических воздействий. Чистота обеспечивает каналы связи со всем бытием, обеспечивает связь всего со всем. Чистота — условие соединения низших и высших, поверхностных и глубинных слоёв сознания. Чистота создаёт необходимые условия для действия собственной воли. Постоянно поддержание чистоты мыслей, желаний, чувств, тела, окружающего пространства — лучшее средство защиты и восстановления справедливости.

Для пробуждения массового сознания в борьбе с невежеством и инертностью сознания порой требовалась яркая вспышка подвига. Свет подвига, подобно лучу небесных светил, мог идти веками. По приговору инквизиции 17 февраля 1600 года на Площади цветов в Риме во время праздника сожгли Джордано Бруно, провозглашавшего гелиоцентризм, существование бесконечной Вселенной в бесконечном пространстве, бесчисленности миров, подобных миру Земли. В своё время гелиоцентризм победил, проложив дорогу зарождавшейся науки Нового времени. Своё учение Бруно называл «героическим энтузиазмом», «философией рассвета». Он верил, что оно примирит католиков и протестантов, будет способствовать зарождению нового человека — сотрудника космоса. Бруно утверждал, что иные миры отделены от нашего только пространственными барьерами и что люди потенциально способны летать в дальние миры в душе.

В древних практиках специально развивали чуткость к благоприятным стечениям обстоятельств, времени и месту, когда и где стоит совершить задуманное. Греки этот благоприятный момент называли кайросом. Зоркое ожидание места и времени требовало выдержки, терпения и особой интуиции. В ряде случаев дают развернуться негативным силам до конца (или ожидают в случае невозможности повлиять), пока они не исчерпают своих энергий, а затем при смене полярности в социальной динамике активизируют свои возможности. На законе ритма основана тактика адверза — «чем хуже, тем лучше», которая используется, если противоположные силы в данный момент уже проявились и быстро наращивают свой потенциал. Во времена обострения борьбы сил Света и тьмы важно сохранить веру и стойкость: «Будущее так же неизбежно и неотвратимо, как ежедневный Солнца восход. Оно так же циклично и подчинено ритму. Ритм основан на чередовании противоположностей, как биение пульса. Тактика Adversa, так часто применяемая Нами, тоже основана на применении полярностей. Мы позволяем явлению выразиться до конца и тем исчерпать свою силу, чтобы заменить его противоположным, когда оно уже истратило свои энергии. Во всём проявленном можно усмотреть его противоположность. Допуская нечто для выявления своей сущности, мы тем самым Утверждаем возможность манифестации его противоположного полюса. И тьма ночи служит ручательством прихода сияющего дня. Не бывает явлений, не заменяемых своим противоположным полюсом. Точные прогнозы событий основаны на знании этого закона».
Категория: Мои статьи | Добавил: Евгений-Адамов (31-Май-2012)
Просмотров: 989 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: